Разделы
Личный кабинет
Обратная сторона ДЗ
/ 2015-12-08 /
Проблема должников в отдельно взятом государстве стара как мир: с должниками боролись издавна, и боролись сурово. В Древнем Риме их продавали в рабство со всем имуществом. В Вавилоне в качестве залога брали детей заемщика. В Киевской Руси должник становился холопом, и выкупить нерадивого дебитора было практически невозможно. В других случаях на Руси неплательщика выводили на площадь и били палками до тех пор, пока родственники не возвращали долг. В Европе и России вплоть до XIX века должники коротали время в долговых ямах.
Времена меняются, меняются и методы борьбы с должниками. Но, увы, категория «должники» остается величиной постоянной. Как никто лучше об этом знают работники сферы ЖКХ.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ, «граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги». По информации «Российской газеты», суммарный долг в сфере ЖКХ превысил 1 триллион рублей. Об этом сообщил в августе 2015 года заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Он уточнил, что половину этой суммы коммунальщикам задолжало население. Что касается Новосибирской области, за первые шесть месяцев 2015 года долги жителей за услуги ЖКХ выросли на 161,5 млн рублей, во втором полугодии снизились на 26 млн рублей, при этом общая сумма задолженности составляет 4,432 млрд рублей.
С проблемой неплатежей за услуги по управлению многоквартирными домами сталкивается и управляющая компания «ДОСТ-Н». Учитывая сложившуюся ситуацию, здесь провели структурный анализ дебиторской задолженности (ДЗ) и разработали эффективную систему управления ею. А в конце ноября состоялся круглый стол, где собрались ведущие специалисты компании: Рябинин Андрей Владимирович, технический директор; Литвинцев Денис Борисович, руководитель направления стратегического развития; Яшкова Светлана Алексеевна, руководитель службы линейных управляющих; Капорина Ирина Викторовна, ведущий бухгалтер по работе с населением; Климов Алексей Дмитриевич, ведущий юрист «ДОСТ-Н».
Как сообщила Ирина Викторовна Капорина, сбор платежей за месяц составляет около 90%. Это значит, что каждый месяц управляющая организация не добирает 10%. А услуги она оказывает в полном, стопроцентном, объеме. 10% – это серьезная сумма, которая сказывается на всех участниках процесса. Во-первых, управляющая компания должна вовремя рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями: промедление ведет за собой санкции в виде отключения энергии или тепла в помещениях УК или подрядчика. Кроме того, начисляется пеня, которая гасится из прибыли предприятия. Во-вторых, управляющая компания платит налоги в различные фонды, которые тоже не любят задержек и наказывают за них опять же рублем. В-третьих, управляющая компания должна вовремя рассчитаться с подрядными организациями, которые в обратном случае могут прекратить договорные отношения. А процесс поиска другого ЖЭУ прежде всего почувствуют на себе жители. Да и дурная слава о компании, которая не оплачивает услуги подрядчиков, не добавит светлых тонов в репутационную палитру компании.
Где же управляющая компания находит эти 10%? Экономит на себе, вынужденно перераспределяя денежные потоки.
Работа с должниками: меры технические
О методах работы с должниками и их эффективности рассказывает Андрей Владимирович Рябинин: «По закону мы имеем полное право приостановить оказание услуг, пока неплательщик не погасит долг. Один из методов приостановления услуг – технический: установка канализационной заглушки. Установка проводится с технического этажа или с крыши дома без проникновения в квартиру. Провод с захватом помещается в трубопровод (стояк). Захват снабжен видеокамерой, позволяющей установщику не ошибиться с адресатом. Все манипуляции производятся с помощью пульта управления с монитором. Решетка не блокирует канализацию полностью: вода сначала проходит через нее, а потом, по мере увеличения слива, решетка забивается, что приводит к большому засору канализации.
Эту санкцию мы начали применять недавно, и исключительно к тем собственникам, которые имеют долг не только перед нами, но и перед «Горводоканалом». Пока трудно полностью оценить эффективность метода, но, надеемся, что обонятельные рецепторы дебитора приведут его к принятию верного решения».
Надо сказать, что установка заглушек – это отнюдь не стремительная атака на должника. «ДОСТ-Н» применяет превентивные меры: за 30 дней до установки вручает жильцам уведомление. И еще раз напоминает о долге за три дня до начала работ. И только потом, когда добрые слова остаются без внимания, ограничивает водоотведение. На сегодняшний день специалисты раздали уведомление по 45 квартирам, и часть собственников уже погасила долги.
«По отключению должников от электроэнергии, – продолжает Андрей Владимирович, – также проходят совместные рейды с «Новосибирскэнергосбытом». Если есть долг и перед нами, и перед ними, отключаем свет и не подключаем до момента оплаты. Это мера проще, чем установка заглушек, но она – палка о двух концах: если собственник долг перед Энергосбытом гасит, мы обязаны восстановить электроснабжение. И наши долги в таком случае не учитываются».
Данные процедуры регламентированы Постановлением Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов».
Работа с должниками: меры юридические
А как обстоят дела со взысканием задолженности по услугам ЖКХ с юридических лиц? С таким вопросом мы обратились к Климову Алексею Дмитриевичу. «Проводим досудебную претензионную работу. При отказе в удовлетворении погашения задолженности обращаемся в суд с иском. После вынесения и вступления решения суда в законную силу мы получаем исполнительный лист. Изначально действуем, не подавая его в службу судебных приставов: самостоятельно начинаем поиск имущества и расчетных счетов, направляем запросы в налоговую инспекцию, а также производим поиск недвижимого имущества должника. Если находим счета, сразу направляем исполнительный лист в банк для списания средств с расчетного счета должника.
Бывает так, что денежные средства или какое-либо имущество у должника отсутствуют либо он быстро продает свое имущество, дабы уйти от взыскания задолженности. Часто это бывают либо родственники, либо иное юридическое лицо с тем же учредителем, что и у должника. Конечно, в таких неблагоприятных случаях остается направлять исполнительный лист в службу судебных приставов, чтобы уже приставы производили розыск имеющегося имущества для принудительного исполнения решения суда. Но и приставу не всегда удается взыскать денежные средства. Тогда он оканчивает исполнительное производство за невозможностью взыскания. И можно остаться ни с чем.
Имеется также возможность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В этом случае с участием арбитражного управляющего производится розыск имущества должника. При нахождении имущества производится его реализация с целью пропорционального удовлетворения требований кредиторов. Однако если имущество не найдено, а удовлетворить требование кредиторов не представляется возможным, то расходы по вознаграждению арбитражного управляющего кредитор оплачивает самостоятельно.
Бывает, что по некоторым домам мы просто работаем себе в убыток. Есть нежилые помещения, где хозяева не платят на протяжении нескольких лет. И суммы долга там переходят миллионный рубеж».
«Эффективно искать собственников через документ на право собственности, – добавляет Ирина Викторовна Капорина, – и подавать на должника в суд. Но эффективно в том случае, если человек часто ездит за границу и боится этого. В таком случае долг погашается мгновенно. Правда, судебная процедура длится долго. Судебные издержки впоследствии перевыставляются дебитору (мы предупреждаем об этом), и сумма автоматически увеличивается».
Процент возврата долгов со стороны юридических лиц составляет 60–80, физических – около 50. Часто жильцы откровенно хитрят. Например, есть семьи, которые проживают в квартире по договору найма, задолжали 200 тысяч рублей, но управляющая компания не может их выселить, потому что должники прекрасно знают законодательство. А закон предусматривает принятие мер в случае неуплаты в течение полугода. Вот и носят наши изворотливые дебиторы в кассу по 100 рублей в месяц, а долги продолжают расти со скоростью снежного кома.
Кто он, должник?
Любопытен социальный портрет должника. По словам первого зампредседателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ Артема Кирьянова, среднестатистический должник – это обеспеченный мужчина 40–45 лет, у которого есть свой бизнес, несколько объектов недвижимости и автомобилей.
Насколько этот образ соответствует реалиям, с которыми сталкиваются специалисты «ДОСТ-Н»? Этот вопрос мы адресовали Светлане Алексеевне Яшковой. «Наш типичный неплательщик – это работоспособный человек среднего возраста. Причину его неплатежеспособности я вижу прежде всего в нестабильной экономической ситуации в стране, когда многие люди лишились работы, многим снизили зарплаты, многим не выплачивают ее вовремя. Внутри семьи происходит перераспределение денежных средств. Люди делают акцент на приобретении предметов первой необходимости, а коммуналку оплачивают по остаточному принципу или не оплачивают вовсе.
Еще одна категория дебиторов, и здесь я соглашусь с представленным портретом, – как ни странно, бизнесмены. Они просто не отслеживают такие незначительные, на их взгляд, траты и оплачивают услуги «оптом», сразу за полгода или год. Именно на таких жителей надо воздействовать методом постоянного убеждения, и предупреждение об установке канализационных заглушек здесь имеет положительный результат.
Есть и должники, у которых имеются иждивенцы. По закону таким назначают выплаты с очень протяженным графиком. Например, при сумме долга 100 тысяч рублей – 200 рублей в месяц. Сами понимаете, нам это погоды не делает. А вот еще одна интересная группа должников: такие собирают справки, что они не работают, имеют на иждивении много родственников, а по факту оказывается, что у них несколько квартир, машин – и вообще жизнь удалась. Только вот коммунальщики надоедают… Я считаю, что это самое настоящее жульничество.
Кстати, люди, которые платят вовремя, – те, кто имеет стабильное поступление денежных средств: пенсионеры. Они молодцы».
«К сожалению, – комментирует Андрей Владимирович Рябинин, – в Новосибирске нет судебной практики, когда должника выселяют из квартиры. А зря – это была бы очень эффективная мера, ситуация изменилась бы в корне, люди стали бы задумываться о последствиях. Законодательно это возможно, другое дело, что суды не принимают на себя такую ответственность. Государство должно предоставить минимальное нормативное жилье, но вот не берутся пока».
Метод кнута или метод пряника?
«В управляющей компании «ДОСТ-Н», – резюмирует Денис Борисович Литвинцев, – взвешенно подходят к сбору и анализу информации о состоянии задолженности. В этом процессе задействованы все отделы: и юридический, и экономический, и бухгалтерия, и отдел энергетики, и служба линейных управляющих. Налажен документооборот, составляются ежемесячные отчеты по долгам, ведется реестр должников, отрабатываются схемы работы с ними. Наши линейные управляющие постоянно на передовой: разговаривают с жителями, внушают, иногда выполняют функции службы судебных приставов. Они часто сталкиваются с неадекватным поведением жильцов, оскорблениями в свой адрес, есть риск физического воздействия со стороны должника. Все наши линейщики, а это женщины, – неплохие психологи, обладающие чувством такта, терпением, высокой самодисциплиной, даром убеждения.
Надо отметить, что, помимо методов борьбы с дебиторами, мы разрабатываем и методы поощрения тех, кто задолженности не имеет. Хотим внедрить систему лояльности для домов, которые из года в год платят исправно. Не буду раскрывать все наши карты, но сейчас мы активно работаем над этой системой.
Важное направление стратегического развития – популяризация личного кабинета на сайте «ДОСТ-Н». Мы отслеживаем статистику по абонентам, имеющим личный кабинет на сайте. Увы, их немного – около 25%. А ведь возможности сервиса разнообразны и призваны сэкономить время собственника и облегчить взаимодействие с УК: можно подавать показания, оплачивать счета, получать единый платежный документ, просматривать информацию о задолженности и т.д. Мы также разрабатываем комплекс мероприятий, направленный на использование возможностей этого сервиса».
Итак, проблема эффективного взыскания задолженности сложна и многогранна. Конечно, мероприятия по предупреждению задолженности зачастую влияют на ее снижение. Но сколько сил и средств тратится на работу с нарушителями платежной дисциплины! Управляющая компания, получая с дома, к примеру, 70% средств, не может обслуживать дом на 70% – ни по закону, ни по совести. Только на 100!
«Кто берет в долг, приобретает печали», – писал итальянский поэт Торкватто Тассо. В нашем случае печали приобретает не столько должник, сколько управляющая компания. Как бы хотелось, чтобы печали в этом мире стало меньше…